ВЫСТАВКА ЗНАКОВЫХ ХУДОЖНИКОВ-АУТСАЙДЕРОВ СССР И РОССИИ
EXHIBITION OF SIGNIFICANT OUTSIDER ARTISTS IN THE USSR AND RUSSIA
АУТСАЙДЕР АРТ: СОЗИДАЯ ВСЕЛЕННУЮ
OUTSIDER ART: CREATING THE UNIVERSE
О невольной творческой свободе и её узниках
Сергей Белов

English version below ↓
Проект «Аутсайдер-арт: созидая Вселенную» призван указать на важные черты творчества художников-аутсайдеров советского и российского происхождения, а также очертить критерии и принципы рассмотрения их искусства.

Привычка толкает исследователей и публику искать в аутсайдер-арте не столько свежесть, новизну и абсолютную буйную творческую свободу, как это делал Жан Дюбюффе, не отсутствие эстетических, этических, политических и социальных предрассудков в художественном высказывании, как о том рассуждал Роджер Кардинал, - публика стремится скорее увидеть некую темную сторону измененного (заболеванием или социальным положением) сознания, а исследователь подчас желает увидеть преображение «большого нарратива» в творчестве маргинализированных авторов или арт-терапевтический эффект или бог весть ещё что.

Однако важнейшим в творчестве художников-аутсайдеров представляется мир, создаваемый ими, их склонное к парадоксам, абсурду, герметичности и самодостаточности миростроительство, которое сродни самоуглубленной одинокой игре ребенка. Маргинальное по отношению к большим и малым социальным группам положение автора-аутсайдера заставляет его устраивать собственный мир, на теле которого как на мокром песке отчетливо остаются следы его сознания. И если мы имеем дело с плохо социализированным автором, замкнутым полуотшельником, балансирующем на границе общества только благодаря тихой мимикрии и способности быть незначительным, то мы имеем дело с Генри Даргером. А если перед нами буйный бунтарь с неконтролируемым гневом и влечениями, который плохо справляется со своим сознанием, силой и фантазией, то перед нами окажется Адольф Вёльфли, получивший в конце XIX века диагноз «безумие» и постоянное заточение в больнице. И если перед нами неблагополучный упрямец с планетарными замыслами, невероятной непрактичностью при почти волшебной способности к выживанию и довольству малым, искренне не понимающий, почему мир не устроен по его фантазии, то это Павел Леонов. Нетрудно заметить, что причины маргинализации художников могут быть разными, их судьба и характер могут быть разными, их темперамент и степень социализации — и всё это находит отражение в их живописных или графических работах. Общим для них окажется способность и желание создать и запечатлеть свой собственный мир. Эта душевная и творческая работа выливается в потенциально бесконечные серийные циклы картин, для которых часто характерны сквозные мотивы, единый колорит, плотность образов, использование орнаментального обрамления или иного «цементирования» собственного создания, собственной вселенной. Творчество автора-аутсайдера — это всегда строительство, упорядочивание бытия, работа с собственным крахом; и в этом процессе каждый отдельный художественный акт оказывается лишь кирпичом в причудливом мироздании автора. Поэтому считаю важным подчеркнуть, что говорить о шедевре художника-аутсайдера вряд ли может быть правомерным и продуктивным, имеет смысл рассматривать только всё творчество автора-аутсайдера в его цельности, при этом понимая, что избежать личных эстетических предпочтений вряд ли удастся.

Маргинализированные авторы не скованы ожиданиями публики, конвенциями искусства, поскольку не пытаются ни соответствовать им, ни противостоять, ни преображать — они творят непосредственно, по своему усмотрению используя те материалы, образы и примеры, которые оказываются в их доступе только для одной цели — созидания. Как только эта «защитная сфера» невольной творческой свободы оказывается разрушена в силу тех или иных обстоятельств (осознанное автором признание, социализация, ремиссия, выздоровление и пр.), появляется способность поиска выгоды (не обязательно материальной) и, как следствие, создание продукта, а не Вселенной, продукта, соответствующего ожиданиям публики, коллекционеров или специалистов. Осмелюсь высказать мысль, что это зыбкое положение обосабливает аутсайдер-арт, выводя его из привычных рамок «направления в искусстве» в свидетельства о самой природе творчества, делает его уникальным явлением, принадлежащим не только и е столько арт-сфере, хотя активно и успешно этой арт-сферой эксплуатируемое.

На выставке и в каталоге мы попытались очертить круг авторов-аутсайдеров, чье творчество является цельным и достойным внимания как специалистов, так и публики. Этот круг имён не претендует на полноту, но может рассматриваться как основа для переоценки значения российского аутсайдер-арта и формирования основы для глубокого изучения этого феномена в разных аспектах — эстетических, психологических, социальных, экзистенциальных, философских и т. д. Кроме того, мы надеемся на рост интереса к аутсайдер-арту у широкой аудитории, не чуждой творческой работе по восприятию необычного искусства.
Заповедник - аутсайдер арт
Владимир Гаврилов, Ольга Фоминых

English version below ↓
Границы «заповедника» аутсайдер арт можно представить в виде запущенного сада. Некогда ухоженное пространство, заросшее разнообразными малозаметными, а то и простоватыми цветами, вызывает ассоциации с дилетантски выполненными работами художников-самоучек. Они ютятся в тени ухоженных декоративных цветов, плодовых кустарников и деревьев, выразительная красота которых перекликается с безупречностью и совершенством произведений профессионалов. Многоцветье всходов самодеятельного творчества наталкивает на размышления о невесть откуда пробивающейся второсортице. Произведения наивного искусства напоминают скромное очарование полевых цветов, а работы ар брют скорее смахивают на сорняки – упругие стебли психопатологической и парапсихологической экспрессии, окрашенные опытом спиритических, визионерских или «контактёрских» откровений. Работы художников-аутсайдеров – это уже некая экзотическая флора, возможно, гибридного происхождения. В «оранжереях» художественных школ и музеев, самостоятельно пробивающаяся «дичка» не приветствуется, как правило, её удаляют. Сегодня ар брют предстаёт некой корневой системой или питательным гумусом для прорастания разнообразных побегов аутсайдер арт. Авторы искусства аутсайдеров независимо осваивают азы возделывания собственной субкультуры. Аутсайдер арт непредсказуемо вторгается, проникает, перекрещивается с художественными практиками, а его авторы добиваются высоких «урожаев».

Ар брют под влиянием последствий социокультурной, техногенной эволюции, кстати - и психофармакологии, со временем исчезает. Остаются воспоминания о реликтах прошлого: А. Лобанове, М. Калякине, Ф. Смирнове, а также, практически единичный опыт современников: А. Хаткевич, А. Сахнов… В СССР родственные артефакты, сопоставимые с образцами ар брют, чаще именовались «творчеством душевнобольных», внимание к которым определялось профессиональной прагматикой, будь то психодиагностика или арт-терапия. В конце ХХ века в России появляются сподвижники и «селекционеры» «иного» искусства: В. Абакумов, А. Яркина, В. Гаврилов, И. Реховских, признанный авторитет - К. Богемская и другие уважаемые исследователи: А. Мигунов, О. Дьяконицына, В. Грозин, И. Вовк… Со временем термин «аутсайдер арт» подхватывается и клиницистами, не чётко отделяющими этот феномен от арт-терапевтической экспрессии. Данная область развивается медленно, осторожно, иногда хаотично, исходя из профессиональных предпочтений и знаний немногочисленных ценителей или исследователей: коллекционеров, медиков, арт-дилеров… Но на сегодняшний день для становления искусства аутсайдеров сделано немало: проведены многочисленные выставки, в т.ч. зарубежные, научные конференции, экспедиции, просветительские мероприятия; опубликованы сборники, монографии… Александр Лобанов безоговорочно является одним их самых масштабных художников-аутсайдеров Европы.

Аутсайдер арт традиционно рассматривают через проблематику ограничения возможностей, акцентируя внимание на внешних преградах: психиатрический опыт, аутизм, социальная изоляция, невостребованность… Оставим в стороне биографические реалии, бэкграунд авторов. Перенесёмся в необъятную удивительную вселенную мифотворчества потаённых миров художников-самоучек с их серийно повторенными работами, в которых прослеживается монологичность исполнения, вероятно, опирающаяся на алогичность, абсурд, непрагматичность… Уникальность этих работ определяется переплетением различных мотивов: наивно-художественных, внекультурных, психопатологических…

Собрать группу знаковых художников – аутсайдеров СССР / России оказалось непростой задачей. В 2016 году была предпринята попытка определить статус аутсайдер арт (В. Гаврилов, Н. Мусянкова, А. Суворова), однако, составить список ключевых авторов - не удалось. Сегодня кураторы выставки привлекли к опросу 16 экспертов: искусствоведов, коллекционеров и просто любителей данного направления. Обобщённый спектр взглядов необходим не для создания рейтинга, а для выявления некого среза субъективных предпочтений. В результате перечислены более 30 самобытных художников-аутсайдеров, «широко известных в узких кругах». Это позволило приблизительно очертить и круг авторов, творчество которых представлено в экспозиции. Большинство респондентов закономерно выделили Павла Леонова, Александра Лобанова, Василия Романенкова и Алекса Хаткевича. Упомянули «исторических авторов» с психиатрическим опытом середины ХХ века: Михаила Калякина и Фёдора Смирнова. Более половины интервьюеров отметили Андрея Цымбала, Александра Савченко, Алексея Сахнова, Юрия Зеленого, Валерия Исаянса, Екатерину Скворцову (Катюшу) и ряд других художников.
Подчеркнём, что мы не стремимся назвать представленных авторов лучшими. Может быть, они являются наиболее известными? Но это уже зависит не столько от мастерства творцов, сколько от активности коллекционеров, менеджеров, дилеров, друзей. Заранее приносим извинения, если кто-то не попал в наше поле зрения, кого-то мы просто не знаем, до кого-то мы не смогли достучаться и представить на выставке … Зато мы сумели выйти на значимые рубежи: воедино собрали информацию об интереснейших отечественных художниках аутсайдер арт.
Искусство аутсайдеров в России
Анна Суворова

English version below ↓
Изучение творчества душевнобольных в СССР велось несколькими исследователями в период 1920-х и 1970-х годов (П.И. Карпов, Э.А. Вачанадзе, С.А. Болдырева и др.). В первой половине – середине 1980-х годов существовавшие на кафедрах психиатрии медицинских вузов и в некоторых лечебницах дидактические подборки рисунков душевнобольных, использующиеся как средство обучения диагностике психических расстройств, начинают рассматриваться также и как проявление творческого начала. На это переосмысление влияет на изменение представлений о границах искусства, а также возможность знакомства «агентов влияния»: психиатров и коллекционеров – с искусством авангарда и модернизма, исследованиями зарубежных ученых.

Идеология эпохи позднего «застоя» была ориентирована на создание положительного образа советской психиатрии, репутация которой серьезно пострадала от политических злоупотреблений. В конце 1970-х годов Минздравом СССР был разработан проект плана основных мероприятий, согласованный с КГБ при СМ СССР, Госкомитетом СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и МИД СССР. Документ включал также пункт о подготовке изданий, в том числе ориентированных на западного читателя. Так, в первой половине – середине 1980-х годов выходит в свет иллюстрированное трехтомное издание «Изобразительный язык больных…», посвященное рисункам душевнобольных. Авторами трехтомника стали авторитетные советские психиатры (Бабаян Э.А., Морозов Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б.) и искусствоведы, имена которых лишь упомянуты во втором томе. Сам факт появления вероятно политически инициированного издания косвенно свидетельствует и о начинающемся интересе к признанию феномена творчества душевнобольных.

На рубеже 1980–1990-х годов статус творчества душевнобольных и искусства аутсайдеров в отечественной культуре начинает стремительно меняться. Трансформации были обусловлены процессами «гласности» и «перестройки», коснувшихся в равной степени психиатрии и искусства, освободившихся от давления идеологии. Они оказываются соединены концептом «инаковости», ставшим важной положительной категорией культуры этой эпохи. Другим важным фактором, стимулирующим активное формирование феномена аутсайдерского искусства, становится рост частных инициатив.

В 1990 году в Москве организуется Центр творческой реабилитации душевнобольных «Нерв». В число организаторов-единомышленников входят преимущественно люди творческих профессий. В том же году была организована серия выставок. Первая – «Мы тоже творим» – прошла в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Меняется также и риторика высказываний о творчестве душевнобольных со стороны представителей научного сообщества и мира искусства, появляются первые публикации, посвященные этой теме.

Характерным симптомом 1990-х годов становятся и зарубежные контакты. Уже в 1990 году проходит выставка искусства душевнобольных из СССР в Мюнхене; организатором выставки выступает Центр творческой реабилитации «Нерв». В 1997 году, в рамках параллельной программы Documenta Х в Касселе, состоялась выставка «Ярославская коллекция» из собрания ИНЫЕ. Эти проекты демонстрируют интерес к феномену российского искусства аутсайдеров.

В 1995 году Гуманитарный центр Российского фонда культуры, в рамках которого существовала коллекция искусства аутсайдеров, был переименован в Общественное объединение Гуманитарный центр – Музей творчества аутсайдеров. К 1996 году была завершена работа по созданию Музея творчества аутсайдеров. Экспозиция музея размещалась на Измайловском проспекте в Москве, включала три небольших зала и представляла следующие разделы коллекции: 1) искусство аутсайдеров; 2) категория «новый вымысел»; 3) наивное искусство; 4) творчество душевнобольных. Также Музей творчества аутсайдеров принимает участие в одном из самых знаковых событий Европы в сфере наивного и аутсайдерского искусства – триеннале наивного искусства «Инсита-97» в Братиславе.

В середине 1990-х годов дискурс аутсайдерского искусства в России становится более научно ориентированным. Как и в случае с изучением этого феномена в Европе, к очерчиванию его границ, интерпретации и осмыслению этого поля подключаются философы. В 1995 году, при участии кафедры эстетики философского факультета МГУ и под руководством профессора А.С. Мигунова, проводится первая конференция по вопросам художественного примитива и маргинального искусства. В 1997 году, по инициативе В.В. Гаврилова, в Ярославле начинается серия отечественных и зарубежных выставок коллекции ИНЫЕ; проходят междисциплинарные конференции о духовных, художественных и арт-терапевтических подходах к творчеству; а с 1999 по 2003 годы организуется четыре симпозиума ИНЫЕ – СИПЭ (SIPE - Международное общество психопатологии экспрессии).

В период 2000–2010-х годов масштабную деятельность по изучению, сохранению и популяризации аутсайдерского искусства в России ведет Музей наивного искусства (ныне – Музей русского лубка и наивного искусства). Музеем регулярно проводятся «Фестнаив», с 2004 года идущий в режиме триеннале, в котором также выделяются разделы искусства аутсайдеров.

Колоссальное значение для развития поля аутсайдерского искусства в современной России имеют коллекционеры и частные институции, ориентированные на сохранение и продвижение этого феномена, выявление новых имен: А.В. Турчин (коллекция Турчина-Богемской), В.В. Гаврилов (собрание ИНЫЕ), А.В. Мигунова-Тиханюк, галерея «АртНаив» (Москва), общественная организация «Аутсайдервиль» (Санкт-Петербург) и другие..

Помимо кафедры эстетики философского факультета МГУ, другим важным академическим центром изучения аутсайдерского искусства становится Государственный институт искусствознания (Москва). Исследования и популяризация этого феномена были начаты К.Г. Богемской и продолжены Н.А. Мусянковой, курирующей научные события, посвященные искусству аутсайдеров в 2010-е годы.

Для отечественного искусствознания искусство аутсайдеров на протяжении почти всего советского периода было «зоной умолчания». Период рубежа 1980 – 1990-х годов обусловлен значительной актуализацией темы творчества душевнобольных и искусства аутсайдеров, что было связано с переосмыслением механизма творчества и языков искусства, прекращением идеологического давления на поле искусства и значимостью концепции «инаковости». Все это приводит к появлению значительного числа общественных инициатив, выставок, публикаций, с процессом институционализации аутсайдерского искусства в России.

В формировании дискурса искусства аутсайдеров важную роль играют коллекционеры, апеллирующие к авторитетным, зарубежным исследователям, представителям специализированных арт-институций и психиатрических институций, а также к профильным и популярным изданиям. Также идут процессы самоинституционализации: формируются частные музеи и собрания, ведущие активную просветительскую и общественную деятельность. В период 2000-х годов формируется устойчивый интерес к аутсайдерскому искусству со стороны академических исследователей. Тем не менее исследования аутсайдерского искусства в России находятся только в самом начале пути.


ЗНАКОВЫЕ ХУДОЖНИКИ-АУТСАЙДЕРЫ
SIGNIFICANT OUTSIDER ARTISTS
Ведущие коллекции искусства аутсайдеров России, предоставившие работы для проекта
Коллекция ИНЫЕ (Ярославль)
Музей русского лубка и наивного искусства (Москва)
Коллекция К.Богемской - А. Турчина (Москва)
Аутсайдервиль (Санкт-Петербург)
Коллекция А. Мигуновой-Тиханюк (Калининград)
Галерея АртНаив (Москва)
Leading Russian outsider art collections provided artworks for the project
INYE Collection (Yaroslavl)
Museum of Russian Lubok and Naive Art (Moscow)
K.Bogemskaya-A.Turchin Collection (Moscow)
Outsiderville (Saint-Petersburg)
A. Migunova-Tikhanyuk Collection (Kaliningrad)
ArtNaive Gallery (Moscow)
Дорогие друзья!
Собрать экспозицию наиболее знаковых художников-аутсайдеров СССР и России оказалось непростой задачей... Кураторы выставки привлекли к опросу 16 экспертов для выявления обобщенного среза, который позволил представить порядка 30 самобытных художников-аутсайдеров, «широко известных в узких кругах»… Подчеркнём, что мы не стремились назвать представленных авторов лучшими. Может быть, они сегодня являются наиболее известными? Это уже зависит не столько от мастерства творцов, сколько от активности коллекционеров, арт-дилеров, общественников и ценителей.

Заранее приносим извинения, что кто-то не попал в наше поле зрения. Кого-то мы просто не знаем, до кого-то мы не смогли достучаться и представить на экспозиции. Зато удалось выйти на значимые рубежи и собрать воедино информацию об интереснейших отечественных авторах, которых мы обозначили - знаковыми художниками.

Приглашаем продолжить поиски вместе. Оставляйте свои отзывы, пишите кураторам.
Это позволит познакомить всех нас с еще неизвестными авторами и собрать расширенные и объективные данные, не ограниченные сегодняшней подборкой!

Кураторы выставки - Сергей Белов, Владимир Гаврилов и Ольга Фоминых
ОПРОС
Вы можете выделить художников, которых считаете знаковыми для российского аутсайдер арт и оставить свое мнение
Художники
Выберете нужное
Спасибо за ответ!
Подчеркните нужное:
Контакты | Contacts
Музей русского лубка и наивного искусства | Museum of Russian Lubok and Naive Art - musnaive@gmail.com

Коллекция ИНЫЕ | INYE Collection - inyeart@rambler.ru

Аутсайдервиль | Outsiderville - pr@outsider-art.ru