Заповедник - аутсайдер арт
Владимир Гаврилов, Ольга Фоминых
English version below ↓
Границы «заповедника» аутсайдер арт можно представить в виде запущенного сада. Некогда ухоженное пространство, заросшее разнообразными малозаметными, а то и простоватыми цветами, вызывает ассоциации с дилетантски выполненными работами художников-самоучек. Они ютятся в тени ухоженных декоративных цветов, плодовых кустарников и деревьев, выразительная красота которых перекликается с безупречностью и совершенством произведений профессионалов. Многоцветье всходов самодеятельного творчества наталкивает на размышления о невесть откуда пробивающейся второсортице. Произведения наивного искусства напоминают скромное очарование полевых цветов, а работы ар брют скорее смахивают на сорняки – упругие стебли психопатологической и парапсихологической экспрессии, окрашенные опытом спиритических, визионерских или «контактёрских» откровений. Работы художников-аутсайдеров – это уже некая экзотическая флора, возможно, гибридного происхождения. В «оранжереях» художественных школ и музеев, самостоятельно пробивающаяся «дичка» не приветствуется, как правило, её удаляют. Сегодня ар брют предстаёт некой корневой системой или питательным гумусом для прорастания разнообразных побегов аутсайдер арт. Авторы искусства аутсайдеров независимо осваивают азы возделывания собственной субкультуры. Аутсайдер арт непредсказуемо вторгается, проникает, перекрещивается с художественными практиками, а его авторы добиваются высоких «урожаев».
Ар брют под влиянием последствий социокультурной, техногенной эволюции, кстати - и психофармакологии, со временем исчезает. Остаются воспоминания о реликтах прошлого: А. Лобанове, М. Калякине, Ф. Смирнове, а также, практически единичный опыт современников: А. Хаткевич, А. Сахнов… В СССР родственные артефакты, сопоставимые с образцами ар брют, чаще именовались «творчеством душевнобольных», внимание к которым определялось профессиональной прагматикой, будь то психодиагностика или арт-терапия. В конце ХХ века в России появляются сподвижники и «селекционеры» «иного» искусства: В. Абакумов, А. Яркина, В. Гаврилов, И. Реховских, признанный авторитет - К. Богемская и другие уважаемые исследователи: А. Мигунов, О. Дьяконицына, В. Грозин, И. Вовк… Со временем термин «аутсайдер арт» подхватывается и клиницистами, не чётко отделяющими этот феномен от арт-терапевтической экспрессии. Данная область развивается медленно, осторожно, иногда хаотично, исходя из профессиональных предпочтений и знаний немногочисленных ценителей или исследователей: коллекционеров, медиков, арт-дилеров… Но на сегодняшний день для становления искусства аутсайдеров сделано немало: проведены многочисленные выставки, в т.ч. зарубежные, научные конференции, экспедиции, просветительские мероприятия; опубликованы сборники, монографии… Александр Лобанов безоговорочно является одним их самых масштабных художников-аутсайдеров Европы.
Аутсайдер арт традиционно рассматривают через проблематику ограничения возможностей, акцентируя внимание на внешних преградах: психиатрический опыт, аутизм, социальная изоляция, невостребованность… Оставим в стороне биографические реалии, бэкграунд авторов. Перенесёмся в необъятную удивительную вселенную мифотворчества потаённых миров художников-самоучек с их серийно повторенными работами, в которых прослеживается монологичность исполнения, вероятно, опирающаяся на алогичность, абсурд, непрагматичность… Уникальность этих работ определяется переплетением различных мотивов: наивно-художественных, внекультурных, психопатологических…
Собрать группу знаковых художников – аутсайдеров СССР / России оказалось непростой задачей. В 2016 году была предпринята попытка определить статус аутсайдер арт (В. Гаврилов, Н. Мусянкова, А. Суворова), однако, составить список ключевых авторов - не удалось. Сегодня кураторы выставки привлекли к опросу 16 экспертов: искусствоведов, коллекционеров и просто любителей данного направления. Обобщённый спектр взглядов необходим не для создания рейтинга, а для выявления некого среза субъективных предпочтений. В результате перечислены более 30 самобытных художников-аутсайдеров, «широко известных в узких кругах». Это позволило приблизительно очертить и круг авторов, творчество которых представлено в экспозиции. Большинство респондентов закономерно выделили Павла Леонова, Александра Лобанова, Василия Романенкова и Алекса Хаткевича. Упомянули «исторических авторов» с психиатрическим опытом середины ХХ века: Михаила Калякина и Фёдора Смирнова. Более половины интервьюеров отметили Андрея Цымбала, Александра Савченко, Алексея Сахнова, Юрия Зеленого, Валерия Исаянса, Екатерину Скворцову (Катюшу) и ряд других художников.
Подчеркнём, что мы не стремимся назвать представленных авторов лучшими. Может быть, они являются наиболее известными? Но это уже зависит не столько от мастерства творцов, сколько от активности коллекционеров, менеджеров, дилеров, друзей. Заранее приносим извинения, если кто-то не попал в наше поле зрения, кого-то мы просто не знаем, до кого-то мы не смогли достучаться и представить на выставке … Зато мы сумели выйти на значимые рубежи: воедино собрали информацию об интереснейших отечественных художниках аутсайдер арт.