Некоторые мои знакомые жалуются или с сожалением замечают, что не понимают современного искусства. Как мне кажется, это не повод расстраиваться и упрекать себя в недостаточной квалификации — уже для того, чтобы хотя бы понять, осознать, что тебе что-то неясно, незнакомо, уже требуется достаточно высокая компетенция и широта мышления. Более того, в случае с искусством непонимание совершенно естественно и является частью контекста встречи с произведением искусства. Всякое чудо начинается с удивления, всякий восторг - с jamais vu, с никогда не виданного прежде.
Вряд ли кто-то будет переживать, что не может понять впервые услышанный прекрасный и певучий чужестранный язык. Быть может, тона и звуки этого языка для слушателя будут сплетаться в особую музыкальную поэзию, высказывающую так много для сердца, но так мало и неразборчиво для ума, ведь измерение смысла будет для него принципиально недостижимо. Аналогично и с современным искусством, для которого уже трюизмом, вызывающим даже некоторое утомление, если не раздражение, стало утверждение новизны. Современное искусство вводит нас в чарующую ситуацию знакомства с "до этого невиданным", неизвестным — непонимание является самой честной, естественной, нормальной реакцией на эту ситуацию.
Вопрос не в непонимании - оно неизбежно, когда сталкиваешься с обособленными знаковыми системами, шифрами, которые подчас не имеют разгадки. Вопрос в том, что приходит после непонимания. Желание преодолеть непонимание, побыть с ним в контакте или же ресентимент, желание отомстить художнику, делегитимизировав его творчество отсылками на здравый смысл и расхожие установившиеся архаичные представления от искусстве? Быть может, верх возьмет желание выработать, выковать с помощью своей фантазии, с помощью погружения в символический контекст собственное понимание, совершить акт герменевтического творчества, засеять в почву догадки и интуиции, чтобы они пышно разрослись цветами и разнотравьем смысла. Тогда дискомфорт, беспокойство непонимания выступит вроде песчинки, вокруг которой устрица ума вырастит жемчужину. Быть может, ситуация разрешится принятием этого непонимания и уважительным сосуществованием с ним, в близости - в конечном счете, максимальной и непроницаемой тайной является наше собственное бытие или же мир. Тем не менее мы парадоксально есть его сердце, мы в пламенной близости и ледяной дистанции от него одновременно. Мы не способны разорвать связь с собой и с миром, лишь только в патологических состояниях, вроде последствий тяжело протекающей dementia simplex или энцефалитов, происходит эта утрата мира для личности и личности для себя. Непонимание произведения искусства подводит нас к осознанию того, что непонимание, удивление, завороженность загадкой — неизбежные черты и явления нашего обитаемого мира, нашего сознания.
В случае с живописью, язык тайны — это язык цвета и форма. Когда мир засыпает, когда разум и дискурсивное сознание охватывают грёзы, тогда пробуждается могущественный дух цвета. Кажется, что игра цветовых пятен, бликов, росчерков высказывает всё и одновременно ничего, её язык максимально абстрактный и всеобщий, однако ни один объект, ни одна вещь не попадает в сети понятий, сплетаемых этим языком.
Полина Соколова, художница-аутсайдер, участник проекта Аутсайдервиль, создает разнообразные по манере работы — от текстоцентричных коллажей, будто бы вышедших из-под руки сюрреалиста, до абстрактных картин. Последние вызывают ассоциации с работами европейских ташистов и американских абстрактных экспрессионистов, в частности Джексона Поллока, а также американских художников, работавших в технике "цветового поля" вроде Элен Франкенталер. Некоторые работы Соколовой заставляют вспомнить и о Герхарде Рихтере, европейском мастере абстрактной меланхолии. Однако художница сохраняет собственную индивидуальность, её работы имеют узнаваемый характер.
Абстрактные работы Полины Соколовой кажутся окном в незнакомый, своеобразный, чуждый мир стихии цвета, в котором действуют свои собственные законы и живут существа и сознания, совершенно непохожие на обитателей нашей Вселенной. В динамике контрастов и оттенков раскрывается какое-то сложное подвижное динамичное равновесие, т.е. устремленный процесс. Быть может, так могли бы выглядеть зафиксированные, вмерзшие во время самые начальные процессы в какой-нибудь Вселенной, последовавшие за Большим Взрывом, когда еще не образовались даже первые атомы и мир представляется из себя пылающую пульсацию кварк-глюонной плазмы.
Цвет — это чистый ужас, эссенция радости, концентрат печали, но все эти чувства в случае цвета будто бы уже освободились от своих носителей; они сталкиваются в виде абстрактных понятий и сил. Такое просторное, свободное пространство для игры стихийных, базовых элементов сознания, которым еще только предстоит сложиться в понятия, разворачивает Полина Соколова с помощью своих лирических абстракций. На ее полотнах цвет яростен и неприкрыт, непорочен, неотчужден, практически не встроен в образные системы — будто ртуть сырой, тяжелой, плотной речи на незнакомом языке, цвет втекает, вплетается в сознание зрителя, чтобы стать на миг его изнанкой и затем расцвести впечатлениями.