Надежда родилась в 1977 году. В возрасте 7 лет переехала с родителями из Братска в Петербург. Школьные будни девочку не увлекали, было тоскливо и однообразно, зато она с удовольствием целыми днями пропадала в родительской библиотеке, проглатывая книгу за книгой… В расход шли разнородные издания - от русской до зарубежной классики, но охотнее всего будущая художница погружалась в обстановку древнегреческих мифов, романтику средневековья и эпоху Возрождения. Родители, представители технической интеллигенции, активно поддерживали интересы детей - Надя и ее старший брат получали все необходимое для развития и самореализации. После школы она поступила в колледж на специальность художника росписи по дереву, получив на выходе красный диплом. В 2002 году в Наде проснулся стойкий интерес к живописи, и она стала самостоятельно осваивать техники рисования, постепенно вырабатывая собственный художественный язык. Интерес к творчеству возник во многом благодаря участию мамы – «она была интеллигентным человеком высокой культуры», но и саму Надежду с юности завораживали полотна Эдварда Мунка, Френсиса Бэкона, Гюстава Климта или Обри Бердслея… Со временем художница потеряла обоих родителей, стойко приняв удары судьбы, но так и не смирившись с трагедией до конца. Поиск выхода из сложного травматического состояния стал почвой для возникновения творческих идей.
Постепенно появилась и окрепла уверенность в себе – этому способствовало общение с другими художниками, артистической средой, жадное поглощение литературы об искусстве, посещение музеев, выставок, участие в арт-проектах... За почти 20 лет в творческой биографии автора оказалось порядка 30 выставок как в России (одна из последних - "Поймать большую рыбу" в Русском Музее), так и за рубежом (Дания, Греция, США, Швеция, Великобритания).
Надя создает работы компульсивно, выплескиваясь в эстетическом акте безудержной акриловой волной на холсты, картон или фанеру, сопровождая рожденные изображения не названиями, а стихотворными посвящениями. В ее художественной манере сочетаются наивность и страсть, замысловатость и напористая открытая подача, где мечтательность ребенка вдруг сменяется инфернальной, мрачной фантазией. На работы Надежды важно смотреть не тоннельно-однолинейно, а с непривычных ракурсов, словно «с прищуром» (как однажды заметила мама) или выглядывая «из-за угла» повседневных клише, иными словами, воспринимать «боковым зрением» - когда за завесой, казалось бы, детско-наивной простоты могут открыться котлованы душевных потрясений.
Автор убедительно, чувственно, иногда иронично исследует собственную и общечеловеческую тоску по утраченному Эдему в доверительном диалоге с Хаосом, проникнутом эротизмом и покрытым непроницаемой тайной. Восторг жизни срастается с травмой, свободный полет с подавленной волей, а стальная основа личности рассыпается калёными осколками перед всемогуществом Вселенной…
English version:
Nadezhda Bokman was born in Bratsk in 1977. At the age of 7, her family moved to St. Petersburg. The girl did not like school. Instead, she preferred to spend time in the parents' library, read Greek myths or study Middle Ages and the Renaissance. She studied wood painting and graduated from college with honors. Nadezhda paints since 2002, often accompanying her works with poetry. In part, an aspiration to creativity arose thanks to the support of her mother, who was "an intelligent person of high culture." Maybe, because of the mother's influence, the artist pays great attention to women portraits.
Her search for a way of dealing with painful emotions led to the emergence of creative ideas. Nadezhda's style combines naivety and passion, intricacy and straightforwardness, transforming childish dreaminess into infernal images. Gradually, the artist gained self-confidence by communicating with other artists, reading literature on fine arts, visiting museums, exhibitions, and private lessons. Her favorite artists include Edvard Munch, Francis Bacon, Gustav Klimt, Aubrey Beardsley, and many others. Her works have taken part in more than 30 local and large-scale exhibitions both in Russia (Vyborg, Kronstadt, Veliky Novgorod, St. Petersburg, Moscow) and abroad (Denmark, Greece, USA, Sweden, Great Britain).